СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ТУРЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Судебная Власть в Турции, наряду с Законодательной и Исполнительной Властью, является одной из трех ветвей власти, и в соответствии со статьей 9 Конституции судебная власть наделяется независимыми судами от имени Турецкой Народа.

Турецкая система правосудия состоит из множества судов и институтов, основанных на принципах независимости и беспристрастности, которые не взаимосвязаны, а их обязанности и полномочия регулируются законами.

 Соответственно, судебная система Турции делится на гражданскую и уголовную (суды первой инстанции, региональные суды, Кассационный суд), административную (суды первой инстанции, региональные административные суды и Государственный совет), конституционную (Конституционный Суд) и коллизионную (Коллизионный Суд). Кроме того, в судебную систему также включены Совет судей и прокуроров, избирательная юрисдикция (Высший избирательный совет) и юрисдикция по счетам (Счетная палата).

Каждый из этих институтов независим в своей области и не мешает друг другу.

Министерство юстиции несет ответственность за определение и разработку ключевых политик для системы правосудия и предоставление услуг правосудия доступным, эффективным и действенным образом.

Эта брошюра, направленная на продвижение системы правосудия Турции в общих чертах, была подготовлена Академией Юстиции Турции и Генеральным Директоратом по Иностранным Делам и Европейским Союзом Министерства Юстиции Турецкой Республики.

ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

 Обязанности и полномочия Министерства Юстиции заключаются в следующем:

• Открывать и организовывать суды, предусмотренные соответствующими законами, планировать, создавать, контролировать и улучшать административные обязанности всех уровней и типов учреждений правосудия, таких как пенитенциарные учреждения, правоохранительные органы и органы по делам о банкротстве,

• Продолжать Совету судей и прокуроров упразднить суд или изменить его юрисдикцию,

• Осуществлять процедуры, связанные с осуществлением полномочий, предоставленных министру юстиции в отношении возбуждения публичного дела в суде,

• Предоставлять услуги, связанные с ведением криминальных дел,

• Осуществлять процедуры, связанные с зарубежными странами в отношении услуг правосудия,

• Проводить необходимые исследования и законодательную подготовку, а также давать заключения по вопросам, связанным с услугами правосудия,

 • Обеспечить процедуры принудительного исполнения и банкротства, которые должны поддерживаться через органы принудительного исполнения и банкротства,

• Следить за применением в рамках своей компетенции и разрабатывать решения, исследуя причины возникающих проблем,

 • Организовывать научные академические встречи на национальном или международном уровне, поощряя и поддерживая такие исследования,

• Сотрудничать с государственными или частными учреждениями или организациями, относящимися к сфере обязанностей Министерства Юстиции,

• Выполнять обязанности, возложенные на Министерство Законом об Адвокатуре и Законом о Нотариате,

• Представлять государство в Европейском Суде по Правам Человека в делах, возбужденных против Турции (за исключением дел, касающихся внешней политики),

• Инициировать рассмотрение апелляции в пользу закона, предоставленного Министерству в соответствии с Уголовно-Процессуальным Кодексом № 5271 от 2004 года,

• Проводить работу по защите и улучшению прав жертв,

• Проводить исследования законов, связанных с судебными вопросами, и вносить предложения о внесении поправок,

• Изучать соответствие законодательных предложений Турецкой правовой системе и технике принятия закона и выражать мнения по этим вопросам,

• Обеспечивать международное судебное сотрудничество в качестве центрального органа по гражданским и уголовным делам; осуществлять такие процедуры, как уведомление, удержание, выдача, передача осужденных, передача преследования,

• Выполнить необходимую работу в отношении приведения Турции в соответствие с законодательством ЕС по главам 23 (Судебная система и основные права) и 24 (Справедливость, свобода и безопасность) в контексте переговоров о вступлении.

Организация Министерства Юстиции

Министерство Юстиции состоит из центральных, провинциальных и международных департаментов и аффилированных и связанных с ними учреждений.

Центральная организация формируется из основных обслуживающих подразделений, консультативно-надзорных подразделений и вспомогательных подразделений. Министерство организовано иерархически в виде министра, заместителей министров, генеральных директоратов и руководителей департаментов.

Кроме того, Министерство имеет право образовывать провинциальную организацию. Кроме того, существуют директораты по управлению информацией в отделениях Провинциальных Генеральных Прокуратур, которые утверждаются министерством.

Зарубежная организация Министерства состоит из советников по вопросам правосудия. Эти должности занимают судьи и прокуроры. В настоящее время советники по вопросам правосудия работают в Европейском Союзе, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Совете Европы, Постоянном Представительстве Турции при Организации Объединенных Наций и Посольствах Турции в Берлине, Брюсселе, Гааге, Лондоне, Москве, Париже и Вашингтоне.

Ассоциированными учреждениями являются; Институт Судебной Медицины, Пенитенциарное Учреждения и Мастерские Следственных Изоляторов.

Связанными и аффилированными учреждениями являются: Турецкая Академия Юстиции, Институт по Правам Человека и Равенству Турции и Управление по Защите Персональных Данных.

ПЕНИТЕЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И МАСТЕРСКИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ

Мастерские Следственных Изоляторов является государственным учреждением, связанным с Министерством Юстиции, с правосубъектностью и частным бюджетом, которое было создано в 1997 году в соответствии с Законом № 4301. Целью открытия таких мастерских, позволяющих осужденным и задержанным работать с целью обучения профессии и искусству является маркетинг экономических продуктов, производимых таким образом, а также защита и развития профессий и искусств осужденных и задержанных.

Мастерские Следственных Изоляторов реинтегрирует осужденных и задержанных в пенитенциарных учреждениях в общество и бездействующую рабочую силу в производство, кроме того, с доходами и сбережениями, полученными от цеховой деятельности, они вносят вклад в национальную экономику.

Мастерские Следственных Изоляторов имеет деловые операции по производству более 180 продуктов, которые являются промышленными продуктами, ремесленными изделиями, сельскохозяйственной и животноводческой продукцией, строительными и ремонтными работами, сферой услуг и прикладным управлением социальными объектами.

УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

Институт Судебной Медицины является судебным (официальным) экспертным учреждением судов Турецкой Республики, подведомственным Министерству Юстиции, которое было создано в соответствии с законом.

Штаб-квартира Института Судебной Медицины находится в Стамбуле. Служба в штабе осуществляется специализированными отделами и специализированными советами. Президенты групп и отраслевые директораты, работающие в штаб-квартире, также работают в провинциях

ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И РАВЕНСТВА ТУРЦИИ

Институт прав человека и равенства Турции (HREI) был создан в 2016 году Законом № 6701 об Институте прав человека и равенства Турции. Учреждение с государственным юридическим лицом, административной и финансовой автономией и частным бюджетом было создано и аффилировано с Министерством Юстиции в соответствии с международным правом в области прав человека, участником которого является Турция.

Основополагающая цель Института Прав Человека и Равенства Турции заключается в законе, в котором за основу берется человеческое достоинство, а также обязанности, упомянутые ниже;

 • Защита и поощрение прав человека,

• Эффективно бороться с пытками и жестоким обращением и выступать в качестве национального превентивного механизма,

• Гарантирование права граждан на равное обращение, предотвращение дискриминации при осуществлении законно признанных прав и свобод.

ИНСТИТУТ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

            С поправкой, внесенной в Конституцию в 2010 году, защита персональных данных регулировалась как конституционное право, а защита персональных данных была взята под конституционную гарантию положением в статье 20 Конституции: «Каждый имеет право на защиту персональных данных».

В 2016 году с вступлением в силу Закона № 6698 о защите персональных данных был создан Институт по Защите Персональных Данных.

Институт по Защите Персональных Данных в рамках конфиденциальности частной жизни, основных прав и свобод, предусмотренных Конституцией, обеспечивает защиту персональных данных и предпринимает шаги по повышению осведомленности по этим вопросам. В то же время это создает среду для повышения международного конкурентного потенциала частных и государственных субъектов в экономике, основанной на базы данных.

Институт по Защите Персональных Данных, который является публичным юридическим лицом и имеет административную автономию, был создан для выполнения обязанностей, возложенных на него в соответствии со статьей 19 Закона № 6698, и аффилирован с Министерством Юстиции Турецкой Республики.

ТУРЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ЮСТИЦИИ

Турецкая Академия Юстиции, созданная в 2003 году, была реорганизована 2 мая 2019 года Указом Президента № 34. об Академии Юстиции Турции и обладает правосубъектностью, научной, административной и финансовой автономией и частным бюджетом, а также аффилирована с Министерством Юстиции.

Турецкая Академия Юстиции функционирует на основе концепции «Эффективное Обучение Для Обеспечения Правосудия» и готовит, публикует и внедряет учебную программу подготовки до начала службы для кандидатов в судьи и прокуроры, а также обучение без отрыва от работы для судей, прокуроров, а также академия организует программы обучения для нотариусов, адвокатов и других государственных служащих по их просьбе.

В дополнение к этим основным обязанностям, таким как подготовка судей и прокуроров, определение стратегий и целей в отношении образования и подготовки судей и прокуроров, у него также есть такие обязанности, как организация программ специализации и сертификации, курсов, семинаров, симпозиумов, конференций и аналогичных мероприятий по предметам, касающимся права и правосудия, а также создание базы данных, библиотеки, выпуск публикаций.

Турецкая Академия Юстиции следит за последними национальными и международными событиями в области права и правосудия, проводит научные исследования, определяет стратегические цели для повышения стандартов и качества учебной деятельности и с этой целью разрабатывает проекты в сотрудничестве с учреждениями и организациями.

СОВЕТ СУДЕЙ И ПРОКУРОРОВ

Совет Судей и Прокуроров является советом, основанным конституцией, который был создан для выполнения таких задач, как допуск судей и прокуроров к профессии и их назначение, продвижение по службе, принятие дисциплинарных мер, получение разрешений и избрание членами высших судов на основе верховенства права, независимости и беспристрастности судов и гарантийных принципов судей и прокуроров. Совет независим в выполнении этих задач и использовании своих полномочий. Любая организация или лицо не имеет права отдавать приказы Совету. Совет Судей и Прокуроров состоит из двух палат и общего собрания. Совет состоит из тринадцати членов; Председатель Ассамблеи является министром юстиции. Естественным членом Совета является заместитель министра юстиции.

КАССАЦИОННЫЙ СУД

Кассационный Суд, который включен в Конституцию 1982 года в качестве Высокого суда, является высшим судом, который рассматривает решения, вынесенные региональными судами, которые не предоставлены какому-либо другому судебному органу в качестве апелляционного органа, и отвечает за рассмотрение дел о компенсации, связанных с обязанностями Председателя Кассационного Суда и его членов, Главного Государственного Прокурора и заместителя Главного Государственного Прокурора Кассационного суда, а также лиц, упомянутых в соответствующем законе, и уголовных дел, связанных с их личными преступлениями, и других дел, указанных в законах, как суд первой и последней инстанции.

 Кассационный Суд состоит из гражданских и уголовных палат, и в каждой палате есть председательствующий судья и достаточное количество судей. Дела рассматриваются коллегией из 5 судей, председательствующего судьи и четырех судей членов палаты. Коллегии решают споры большинством голосов.

Члены Кассационного Суда избираются из числа судей гражданских и уголовных судов и прокуроров, которые успешно работали в течение не менее трех лет после назначения на должности старших судей и прокуроров и которые не утратили квалификации, необходимой для назначения на должности старших судей и прокуроров. Члены Кассационного Суда избираются сроком на двенадцать лет. После окончания срока полномочий члена Кассационного Суда этот член не может быть переизбран.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА КАССАЦИОННОГО СУДА

Действуя совместно с Кассационным Судом, Генеральная Прокуратура берет на себя такие обязанности, как подготовка юридического заключения под названием «уведомление» в отношении запроса апелляции на решения судов первой инстанции и региональных судов; обжалование ex officio или по запросу решений Уголовных Палат Кассационного Суда с целью устранения несовместимости с законом или коллизий между постановлениями палат; инициирование процедуры внеочередного обжалования — по запросу Министерства Юстиции или ex officio — с целью устранения несовместимости с законом окончательных решений, которые выносятся судами первой инстанции и становятся окончательными без апелляционного пересмотра; проведение расследований в отношении преступлений, совершенных высшими должностными лицами; проверка соответствия уставов и программ политических партий и их деятельности Конституции и положениям соответствующих законов; проведение расследований в отношении политических партий и членов политических партий; и открытие производства для закрытия политических партий, когда это необходимо.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СУДЫ

Региональные Суды отвечает за рассмотрение апелляционных жалоб, поданных в отношении решений, вынесенных судами первой инстанции.

Региональные Суды начали функционировать с 20 июля 2016 года, были созданы в основном в 7 местах, а количество судов со временем было увеличено до 15.

В каждом Региональном Суде имеется не менее трех гражданских и не менее двух уголовных палат. Дела рассматриваются коллегией в составе 3 судей, председательствующего судьи и двух судей членов палаты. Коллегии решают споры большинством голосов. Главный судья, председательствующие судьи и судьи палат являются старшими судьями, назначаемыми Советом Судей и Прокуроров из числа судей гражданских и уголовных судов и прокуроров, которые не потеряли квалификацию, необходимую для того, чтобы быть старшими судьями и прокурорами.

Действуя совместно с каждым региональным судом, Генеральная Прокуратура несет ответственность за вынесение заключений по апелляционным искам. В Генеральной Прокуратуре работает достаточное количество прокуроров.

УГОЛОВНЫЕ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УГОЛОВНЫЕ СУДЫ

Мировой Судейство по Уголовным Делам

Мировой Судейство по Уголовным Делам, без ущерба для условий, установленных Законами, в ходе текущих расследований отвечает за вынесение решений о наблюдении, досмотре подозреваемого, взятии образцов ДНК, обыске, изъятии, аресте и рассмотрении апелляций на эти решения. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Уголовные Суды Первой Инстанции

 Уголовные Суды Первой Инстанции, без ущерба для условий, установленных законами, отвечают за рассмотрение дел, которые выходят за рамки обязанностей Мирового Судейство по Уголовным Делам и Высшего   Уголовного Суда и оказывают помощь другим специализированным уголовным судам. Эти суды рассматривают преступления, которые требуют менее десяти лет лишения свободы. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Высшие Уголовные Суды

Без ущерба для обстоятельств, установленных Законами, Высшие Уголовные Суды занимаются серьезными преступлениями, такими как разграбление, вымогательство, мошенничество в официальном документе, квалифицированное мошенничество, мошенническое банкротство, а также преступлениями против безопасности государства, конституционного порядка и его функционирования, преступления против национальной обороны, преступлениями шпионажа государственной тайны и другими преступлениями, предусмотренными в Законе о Борьбе с Терроризмом № 3713 и в Уголовном Кодексе Турции. Кроме того, эти суды также занимаются преступлениями, которые требуют наказания в виде пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами, пожизненного заключения и лишения свободы на срок более десяти лет. В этих судах дела рассматриваются коллегией в составе 3 судей, председательствующего судьи и двух судей коллегии. Коллегии решают споры большинством голосов.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УГОЛОВНЫЕ СУДЫ

Высшие Уголовные Суды по Делам Несовершеннолетних

Высшие Уголовные Суды по Делам Несовершеннолетних отвечают за рассмотрение уголовных дел, которые подпадают под юрисдикцию данного суда в отношении преступлений, совершенных детьми в соответствии с Законом № 5395 о Защите Детей, а также за принятие защитных мер, существующих в других законах. В этих судах дела рассматриваются коллегией в составе 3 судей, председательствующего судьи и двух судей. Коллегии решают споры большинством голосов.

Суды по Делам Несовершеннолетних

Суды по Делам Несовершеннолетних отвечают за рассмотрение дел, возбуждаемых против детей, которые принуждаются к совершению преступлений с точки зрения преступлений, подпадающих под юрисдикцию уголовного суда первой инстанции, и за принятие защитных мер, предусмотренных Законом о Защите Детей № 5395 и другими законами. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Уголовные Исполнительные Суды

 Уголовные Исполнительные Суды отвечают за рассмотрение дел, указанных в разделе «Уголовные Положения» Закона об Исполнительном Производстве и Банкротстве, в частности, включая преступления в отношении должника, уменьшающего размер имущества кредитора с целью причинение убытков, ложные заявления, нарушение должником сроков оплаты, несоблюдение решений в отношении алиментов. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Уголовные Суды по Правам Интеллектуальной и Промышленной Собственности

Уголовные Суды по Правам Интеллектуальной и Промышленной Собственности отвечают за рассмотрение дел о преступлениях, регулируемых Законом № 5846 об Интеллектуальных и Художественных Произведениях, таких как нарушение моральных и материальных прав, вытекающих из интеллектуальной собственности и художественных произведений, или нарушение смежных прав, попытки обойти меры технологической защиты, преступления против обязательства надлежащей маркировки продуктов ИС или преступления, регулируемые Законом № 6769 о Промышленной Собственности, такие как нарушение товарного знака. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Судейство по Исполнению Уголовных Наказаний

Судейство по Исполнению Уголовных Наказаний, учрежденные Законом № 4675 «О Судьях По Уголовным Делам», несут ответственность за рассмотрение и завершение дел о действиях, предпринятых в отношении осужденных и задержанных в тюрьмах и следственных изоляторах, а также жалоб на эти действия, и им поручено выполнять другие обязанности в соответствии с законом. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

ГРАЖДАНСКИЕ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Гражданские Мировые Суды

Гражданские Мировые Суды — это общие суды, которые отвечают за рассмотрение дел, независимо от стоимости или суммы предмета, касающихся договоров аренды и расторжения совместной собственности на движимое и недвижимое имущество, не спорных дел и вопросов посредничества. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Гражданские Суды Первой Инстанции

Гражданские Суды Первой Инстанции являются общими судами, ответственными за рассмотрение дел, возникающих из частноправовых споров, в частности, личных и имущественных прав. Обязанность Гражданского Суда Первой Инстанции является первичной, обязанность Гражданских Мировых и Специализированных Судов является исключением. Если иное не предусмотрено специальным положением закона, все дела частного права должны рассматриваться Гражданскими Судами Первой Инстанции. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Специализированные Гражданские Суды

Коммерческие Суды Первой Инстанции

Коммерческие Суды Первой Инстанции — это специализированные суды, которые занимаются коммерческими делами и не спорными судебными вопросами коммерческого характера, независимо от стоимости или объема дела. В Коммерческих Судах Первой Инстанции некоторые дела рассматриваются коллегией из 3 судей, председательствующего судьи и двух судей суда. Коллегии решают споры большинством голосов. Однако дела, денежная стоимость которых ниже определенного порога, установленного законом, рассматриваются одним судьей.

Гражданские Исполнительные Суды

Гражданские Исполнительные Суды, в соответствии с Законом об Исполнительном Производстве и Банкротстве № 2004, являются специализированными судами, которые держат исполнительный орган под надзором, чтобы контролировать точность операций исполнительных органов, которые проверяют, соответствуют ли операции закону или нет, и которые рассматривают дела по другим вопросам принудительного исполнения, установленным законом. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Кадастровые Суды

Кадастровые Суды — это специализированные суды, созданные Законом о кадастре № 3402. Предметом дел, которые подпадают под юрисдикцию этих судов, являются: недвижимое имущество и ограниченные вещные права, другие права, подлежащие регистрации или аннотированию в земельном кадастре или показываемые в декларациях, пограничные и измерительные конфликты, аналогичные дела, касающиеся кадастра и земельного кадастра, переданные суду специальными законами. В этих судах дела рассматриваются одним судьей.

Трудовые Суды

Трудовые Суды являются специализированными судами, учрежденными Законом о судах по трудовым спорам № 7036. В соответствии с Законом № 7036, Трудовые Суды несут ответственность за рассмотрение любых дел, вытекающих из трудовых договоров, соглашений о социальном обеспечении и коллективных трудовых соглашений. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

Суды по Делам Потребителей

Суды по Делам Потребителей являются специализированными судами, отвечающими за рассмотрение дел, вытекающих из потребительских договоров и практики в отношении потребителей в соответствии с Законом о Защите Прав Потребителей № 6502. В этих судах дела рассматриваются одним судьей. По спорам, возникающим из потребительских договоров, которые ниже денежного порога, устанавливаемого каждый год, обязательно обращаться в арбитражные коллегии по правам потребителей. Во всех провинциях и районах действуют арбитражные коллегии по правам потребителей.

Гражданские Суды по Правам Интеллектуальной и Промышленной Собственности

Гражданские Суды по Правам Интеллектуальной и Промышленной Собственности, созданные в 2001 году в Турции, отвечают за рассмотрение гражданских дел, вытекающих из прав и вопросов, изложенных в Законе № 5846 об Интеллектуальных и Художественных Произведениях и Законе № 6769 о Промышленной Собственности. В этих судах дела рассматриваются одним судьей.

Семейные Суды

Правила, касающиеся судов по семейным делам, изложены в Законе об Учреждении, Обязанностях и Полномочиях Судов по Семейным Делам № 4787. Согласно четвертой статье соответствующего закона, Семейные Суды занимаются спорами, возникающими в связи с помолвкой, аннулированием брака, правоспособностью вступать в брак, церемонией заключения брака, недействительными браками, разводом, расторжением имущества и долгов между супругами, признанием и установлением отцовства, усыновлением, опекой, имуществом ребенка, алиментами, порядком в доме, семейным имуществом и другими делами, указанными в специальных законах. В этих судействах дела рассматриваются одним судьей.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

В каждой провинции и районе, где действуют суды, присутствует Генеральная Прокуратура, которая названа в честь этой провинции или района. В Генеральной Прокуратуре работает достаточное количество прокуроров. Сотрудники правоохранительных органов проводят следственные действия под надзором и по указанию Генеральной Прокуратуры.

Обязанности Генеральной Прокуратуры заключаются в следующем: проводить расследование, чтобы решить, нужно ли подавать публичный иск или нет, контролировать разбирательства, проводимые уголовными судами от имени общественности в соответствии с законом, участвовать в судебных разбирательствах и обращаться за средствами правовой защиты, когда это необходимо, обеспечивать исполнение окончательных судебных решений, выполнять другие обязанности, возложенные законом.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

Административные Суды

Государственный Совет

Государственный Совет является высшим судом для пересмотра решений и постановлений административных и налоговых судов, не переданных законом в другие административные суды. Он также является судом первой и последней инстанции для рассмотрения конкретных дел, предусмотренных законом, и консультативным и следственным органом по конкретным темам. В настоящее время в Государственном Совете действуют 12 палат, в том числе 1 административная палата и 11 судебных палат. Дела рассматриваются коллегией из 5 судей, председательствующего судьи и четырех судей членов палаты. Члены Государственного Совета избираются сроком на двенадцать лет. Лицо не может быть избрано членом Государственного Совета дважды.

Генеральная Прокуратура Государственного Совета

Генеральный Прокурор Государственного Совета, действующий совместно с Государственным Советом, избирается из членов Государственного Совета. Генеральная Прокуратура отвечает за вынесение заключений по делам, которые рассматриваются Государственным Советом в качестве суда первой инстанции. В Генеральной Прокуратуре Государственного Совета работает достаточное количество прокуроров.

ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД

Региональные Административные Суды отвечают за рассмотрение и принятие решений по апелляциям на решения, вынесенные Административными Судами и Налоговыми Судами, а также за разрешение юрисдикционных конфликтов между административными и налоговыми судами. В Областных Административных Судах дела рассматриваются коллегией из 3 судей, председательствующего судьи и двух судей-членов коллегии.

В настоящее время в Турции действуют восемь Региональных Административных Судов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ ПУРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Административные Суды

Административные Суды — это общие суды, занимающиеся делами об отмене административных решений и требованиями о возмещении ущерба, причиненного административными решениями или действиями, кроме тех, которые должны быть урегулированы в Государственном Совете как в первой инстанции, и делами, которые относятся к обязанностям налоговых судов. Административные Суды обычно рассматривают дела коллегией из 3 судей, председательствующего судьи и двух судей-членов коллегии. Однако дела, денежная стоимость которых ниже определенного порога, установленного законом, рассматриваются одним судьей.

Налоговые Суды

В целом, Налоговые Суды несут ответственность за разрешение дел, касающихся применения Закона № 6183 о Взыскании Государственной Дебиторской Задолженности по делам, связанным с налогами, пошлинами и сборами и аналогичными финансовыми обязательствами, а также их повышением, штрафами и тарифами. Налоговые Суды обычно рассматривают дела коллегией из 3 судей, председательствующего судьи и двух судей-членов коллегии. Однако дела, денежная стоимость которых ниже определенного порога, установленного законом, рассматриваются одним судьей.

Конституционный Суд

Конституционный Суд регулируется статьями 146–153 Конституции 1982 года. Тем не менее, принятием Закона № 6771 о Внесении Изменений в Конституцию недавно была реорганизована организация, обязанности и полномочия Конституционного Суда.

Конституционный Суд состоит из пятнадцати членов.

Великая Национальная Дума Турецкой Республики тайным голосованием избирает двух членов из числа трех кандидатов, выдвигаемых президентом и членами Генеральной Ассамблеи Счетной палаты на каждую вакантную должность, и одного члена из числа трех кандидатов, выдвинутых руководителями коллегий адвокатов из числа самозанятых адвокатов. На этих выборах, которые должны состояться в Великом Национальном Собрании Турции, для каждой вакантной должности требуется большинство в две трети от общего числа членов для первого голосования, а для второго голосования требуется абсолютное большинство от общего числа членов. Если при втором голосовании абсолютное большинство не может быть получено, проводится третье голосование между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов при втором голосовании; избирается член, получивший наибольшее количество голосов при третьем голосовании.

Оставшиеся двенадцать членов избираются Президентом Турецкой Республики. Соответственно, Президент Республики назначает двенадцать кандидатов. Трех членов от Кассационного Суда из числа выдвигаемых трех кандидатов на каждую вакантную должность из числа их президентов и членов. Двух членов от Государственного Совета из числа выдвигаемых трех кандидатов на каждую вакантную должность, из их президентов и членов. Трех членов, по крайней мере двух из которых являются выпускниками юридических факультетов, из числа трех кандидатов, выдвигаемых на каждую вакантную должность Советом Высшего Образования из числа членов преподавательского состава в области права, экономики и политических наук, не являющихся членами Совета. Четырех членов из числа высокопоставленных руководителей, самозанятых юристов, судей первой категории и прокуроров или докладчиков, которые проработали не менее пяти лет в Конституционном Суде.

Конституционный Суд рассматривает конституционность президентских указов и Регламентов Великого Национального Собрания Турции, законов, как по форме, так и по существу и принимает решения по отдельным заявлениям. Конституционные изменения рассматриваются и проверяются только по форме. Однако указы президента, изданные во время чрезвычайного положения или во время войны, и международные договоры, которые вступили в силу, не могут быть переданы в Конституционный Суд, с утверждениями неконституционности по форме или существу.

Есть два способа обращения в Конституционный Суд по искам о неконституционности. Первый случай называется случаем аннулирования. Президент Республики, группы из двух политических партий, которые имеют наибольшее количество членов в Великом Национальном Собрании Турции и не менее одной пятой от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции, имеют право подать заявление об аннулировании непосредственно в Конституционный Суд на основании утверждения о неконституционности по форме и содержанию законов, президентских указов, Регламента Великого Национального Собрания Турции или некоторых его статей или положений. Второй называется иском о неконституционности приговора других судов. Если суд, рассматривающий дело, установит, что применяемый закон или указ Президента является неконституционным, или если он убедится в серьезности иска о неконституционности, поданного одной из сторон, он откладывает рассмотрение дела до принятия решения Конституционным Судом по данному вопросу. Конституционный Суд принимает решение по данному вопросу и объявляет свое решение в течение пяти месяцев с момента получения жалобы.

В дополнение к типам дел, упомянутых выше, в связи с поправками, внесенными в Конституцию, каждый может обратиться в Конституционный Суд на том основании, что одно из основных прав и свобод в рамках Европейской Конвенции о Правах Человека, Гарантированных Конституцией, было нарушено государственными органами.

Кроме того, Конституционный Суд в качестве Верховного суда должен судить Президента Республики, Спикера Великого Национального Собрания Турции, вице-президентов Республики, министров, председателей и членов Конституционного Суда, Кассационного Суда, Государственного Совета, Совета Судей и Прокуроров, Счетной Палаты, а также главных прокуроров и заместителей прокуроров, начальника Генерального Штаба, командующих сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами за преступления, совершенные в связи с их обязанностями.

Конституционный Суд также занимается роспуском политических партий, проверкой приобретений, доходов и расходов политических партий, обжалованием решений о снятии депутатской неприкосновенности и утрате членства в депутатском совете и избранием председателя Конфликтного Суда.

КОЛЛИЗИОННЫЙ СУД

Коллизионный Суд является высшим судом, который уполномочен выносить окончательные решения по конфликтам между гражданскими/уголовными и административными/налоговыми судами в отношении их юрисдикции и решений.

Конфликтный Суд состоит из одного председателя, шести членов-судей и шести запасных судей. Должность председателя этого суда возглавляет член, избранный Конституционным Судом из числа его собственных членов. Обязанности суда определены в статье 1 Закона о Создании и Функционировании Коллизионного Суда.

В случаях, когда необходимо обратиться в арбитраж в соответствии с частным правом, если обязанность арбитража была выполнена судьей, его полномочия считаются полномочиями вышеупомянутых гражданских или административных судебных органов в соответствии с предметом дела.

В Коллизионном Суде дела рассматриваются без слушаний и большинством голосов, если иное не предусмотрено законом.

 ВЕРХОВНЫЙ ИЗБУРАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

Верховный Избирательный Совет, который организован под названием «Общее управление и надзор за выборами» Конституции 1982 года, является высшим избирательным органом в Турции. Верховному Избирательному Совету поручено контролировать все действия и осуществлять их для обеспечения справедливого и упорядоченного проведения выборов от начала до конца, проведения расследований и принятия окончательных решений во время и после выборов по всем нарушениям, жалобам и возражениям, касающимся избирательных вопросов, а также получения избирательных записей членов Великого Национального Собрания Турции и президентских выборов.

Верховный Избирательный Совет состоит из семи судей и четырех запасных судей. Шесть членов избираются Генеральной Ассамблеей Кассационного Суда, а пять членов избираются Генеральной Ассамблеей Государственного Совета из числа своих собственных членов абсолютным большинством голосов от общего числа членов путем тайного голосования на срок шести лет. Члены Советы могут быть переизбраны. Совет принимает свои решения абсолютным большинством голосов.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

Счетная Палата является конституционным учреждением, которое отвечает за надзор и проверку всех доходов и расходов и имущества государственных администраций, учреждений социального обеспечения и местных администраций в рамках бюджета центрального правительства от имени Великого Национального Собрания Турции, а также за завершение счетов и операций ответственных лиц и проведение проверки, надзора и судебного разбирательства, предусмотренных законами.

Счетная Палата — это учреждение, обладающее функциональной и институциональной независимостью при проведении расследований, аудита и вынесении окончательных решений, имеющих обязательную силу. Счетная Палата является высшим аудиторским учреждением, которое обладает юрисдикцией, выполняет свои обязанности через свои советы.

Перевод – Дениз Мэтэ ОЗДЖАН

Оригинал Брошюры — https://taa.gov.tr/yuklenenler/dosyalar/f29b2a4b-ce9d-482d-ae66-97a6864ca7eb-turk-yargi-sistemi-brosur-son-28.08.2020-tr1.pdf