ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ИНОСТРАННОГО ПРАВА-1

(Вид на жительство, Депортация, Пассажир INAD, Административный надзор, Запрет на въезд)

Адвокат Халдун БАРЫШ

Вслед за постколониальным периодом и технологическим развитием, находящиеся в мире границы расширились, глобализация ускорилась. Одним из последствий данных явлений стало растущая потребность в иностранном праве.  С другой стороны, несмотря на то, что в такой развивающейся стране, как Турция, в которой в связи с ее географическим расположением в каждый период истории была распространена миграционная политика, иностранное право должно быть хорошо развито, к сожалению, в нашей стране иностранное право не является в достаточной мере развитым. В связи с чем, требуется проведение реформы в сфере законодательства, которая будет соответствовать изменившимся условиям, а в частности, проведение реформы в части закона «Международный частное право и процесс» (MÖHUK). Советую по данной теме прочитать статью «Реформа закона «Международное частное право и процесс», которая была опубликована в декабре 2023 года (под ред. проф. д. Сибель Озель, проф. д.Мустафа Эркан, Проф. д.Хатидже Селин Пюрселим).

Целью данной работы является: рассмотреть практические вопросы в сфере иностранного права, не углубляясь в теоретические рассуждения и анализ. В первой части работы будет целесообразным затронуть вопросы, с которыми сталкиваются физические лица в сфере иностранного права. Данные темы включают в себя, в частности, получение вида на жительство, сведения относительно открытия счета в банке, депортация, запрет на въезд, сведения о пассажире INAD (недопустимый пассажир), репатриационные центры, дела о разводе, дела об установлении отцовства, приобретение иностранными гражданами недвижимости, заключение иностранными гражданами трудовых договоров и другие.

В следующих работах мною будут затронуты такие сферы, в которых я сам чаще всего принимаю участие, а именно, торговое право, налоги и договоры в данной сфере (открытие иностранной компании, подготовка соглашения с иностранным аспектом, полномочия в соглашениях, арбитраж, способы платежей, дела о признании и исполнении решений иностранных судов, вопросы, возникающие на таможне, налоги, ИНКОТЕРМС, международные санкции и банковские правила, международное воздушное право (процедуры гражданской авиации и т.д.) и др.

Для того, чтобы статьи не были слишком длинными, я предпочитаю писать их по частям. А также хочу отметить, что написание этих статьей будет в рамках академических этических правил, но без академической озабоченности, стремясь предоставить практическую информацию. Я надеюсь, что эти статьи будут полезными как для моих коллег, которые, находятся в начале своей профессиональной деятельности, а также тех, кто испытывает интерес к данной сфере.

  1. Вид на жительство

Одним из вопросов, который приходит в голову, когда мы говорим об иностранном праве, скорее всего, является вид на жительство. Прежде всего, данный процесс является достаточно простым: получение даты посещения Миграционной службы, сбор необходимых документов, посещение миграционной службы в указанную дату и передача документов. И тут, не забывайте, что вам необходимо присутствовать вместе со своим доверителем в день посещения миграционной службы, поскольку в процессе передачи дела так же будут сняты отпечатки пальцев. В случае, если есть недостающие документы, вам будет предоставлен срок. В течение этого срока вам необходимо собрать недостающие документы.

Если у вас будут проблемы при подаче электронной заявки, вы можете manuel başvuru…………  Данная информация будет применима и в других сферах. В процессе подачи заявки на указанный номер телефона придет смс-сообщение с указанием даты для посещения миграционной службы.

С другой стороны, основной проблемой при подаче заявления на получение вида на жительство (если не брать в расчет сложности работы иммиграционных властей) является тип заявления. Сведения о видах на жительство содержатся в Законе № 6458 «Об иностранцах и международной защите». Должен быть проведен анализ ситуации доверителя для выбора подходящего вида на жительство. Помимо этого, важно, чтобы иностранный гражданин, который подает заявку на получение вида на жительство, не проживал в «закрытом районе».

В связи с изменившейся миграционной политикой в последнее время достаточно часто встречаются отказы по краткосрочному ВНЖ. В этой связи я советую Вам выбрать тот тип вида на жительства, который будет наиболее точно показывать цель проживания вашего доверителя на территории Турции. А также в Миграционных службах в настоящее время подлежат серьезной проверке и студенческие виды на жительство. Так, достаточно часто встречаются случаи, когда отказывают в выдаче студенческого вида на жительство лицам, которые записаны на курсы турецкого языка и изучают язык.

Иностранному гражданину, которому отказано в получении вида на жительство, направляется уведомление с просьбой покинуть страну. В течение 6 месяцев невозможно подать заявку на получение вида на жительства по одним и тем же основаниям.

Самым предпочтительным способом получения вида на жительства в настоящий момент является получение ВНЖ по приобретению недвижимого имущества стоимостью 200 000 USD. Важно, чтобы справка об обмене валюты и стоимость недвижимого имущества отражали реальное положение дел.

  • Депортация – Недопустимый пассажир – Репатриационные центры – Запрет на въезд

В случае, если иностранный гражданин нарушил срок пребывания в Турции или есть иные основания, в отношении него принимается решение о депортации. По данному вопросу хочу сначала пояснить, что: если иностранный гражданин нарушил правомерный срок пребывания в Турции (по визе, по виду на жительство), он может добровольно подать заявку на предоставление ему срока для того, чтобы покинуть страну. Это позволяет избежать задержания иностранного гражданина на контрольно-пропускном пункте и помещения его в репатриационный центр. Как известно, стандарты в центрах временного содержания очень низкие. К тому же подобная ситуация может породить последствия, которые указаны в п. 8-2с Положении «О применении закона № 6458».

С другой стороны, иностранный гражданин, нарушивший установленный законом срок пребывания в стране и задержанный, депортируется и помещается в репатриационный центр. Если иностранный гражданин захочет оспорить данное решение, находясь еще в Турции, он может подать два разных заявления: обжалование в мировых судах по уголовным делам содержания под стражей и рассмотрение в административных судах дел об отмене депортации.

2.А. Запрет на въезд

Прежде чем исследовать два заявления необходимо уточнить: если иностранный гражданин выехал/ был выдворен из страны, то ему необходимо выплатить штраф в зависимости от количества дней и также в отношении него может быть вынесено решение о запрете на въезд. На основании п.2 ст.8. Положения «О применении закона № 6458 Об иностранных гражданах и международной защите»:

(2) Процедуры запрета на въезд следующие:

а)  Для иностранных граждан, которые будут выдворены, датой начала запрета на въезд является дата выдворения.

b) В отношении лиц, которые превысили 10-дневный срок после окончания визы, безвизовых дней, разрешения на работу или вида на жительство, и также в отношении которых не было принято решения о депортации или не было направлено уведомление об этом, если они подали заявление о выезде из Турции добровольно, срок запрета на въезд в Турцию не может превышать одного года в случае, если все сборы и штрафы за превышение возможного срока нахождения в стране по визе, безвизовым дням, разрешению на работу или виду на жительство были оплачены, за исключением случаев, когда имеются иные основания для вынесения решения о запрете на въезд.

c) В отношении лиц, которые превысили 10-дневный срок после окончания визы, безвизовых дней, разрешения на работу или вида на жительство, и которые добровольно приняли решение о выезде из Турции до принятия решения о депортации, может не применяться запрет на въезд в случае, если все сборы и штрафы за превышение возможного срока нахождения в стране по визе, безвизовым дням, разрешению на работу или виду на жительство были оплачены, за исключением случаев, когда имеются иные основания для вынесения решения о запрете на въезд.

ç) Ввод данных необходим для последующего сбора данных о командировочных расходах иностранцев, чьи командировочные расходы частично или полностью покрываются Главным управлением. Иностранцу, не оплатившему дорожные расходы, покрываемые Главным управлением, может быть отказано во въезде в страну.

d) Запрет на въезд может быть вынесен сроком до 5 лет. В случае, если после окончания указанного срока существует серьезная угроза общественному порядку или общественной безопасности, запрет на въезд может быть продлен еще на десять лет сразу, либо по отдельности. Однако срок действия запрета на въезд не может превышать пятнадцати лет на тех же основаниях.

e) В случае, если Главное управление посчитает необходимым, до окончания срока может снять запрет на выезд, либо без снятия запрета на выезд разрешить иностранному гражданину нахождение в Турции на определенный срок.

(3) В целях общественного порядка и общественной безопасности допуск некоторых иностранных граждан в страну может быть осуществлен по предварительному разрешению по запросу соответствующих государственных учреждений и организаций или непосредственно Главным управлением. Иностранным гражданам, которые по системе подпадают под условие предварительного разрешения, не разрешается въезжать в страну без положительного заключения Главного управления.»

Если на иностранных граждан наложен запрет на въезд, то в течение 60 дней можно подать иск в административные суды об отмене административного решения. В подобных делах возможно вынесение положительного решения при нарушении процедуры наложения запрета. Однако в случае, если был наложен запрет на въезд в целях охраны общественного порядка и общественной безопасности, в таких делах возможность вынесения положительного решения практически равна нулю. Это связано с тем, что иностранное право  — область, в которой административные органы наделены широкими полномочиями.

В связи с вышеизложенным, я хотел бы поделиться обоснованием иска об отмене запрета на въезд, который был мною подан и дело было успешно завершено:

«Из изучения дела следует, что иск был подан на основании постановления Управления по делам миграции провинции Стамбул от 05.05.2022 от кода Ç-113 о запрете въезда на два (2) года и административного штрафа №-135 от 6.464,00 TL в связи с незаконным въездом и выездом истца, когда он хотел покинуть страну.

В соответствии с п. 1 и 2 ст.9 Закона № 6458, который приведен выше, запрет на въезд может быть применен по отношению к лицам, которые представляют угрозу общественной безопасности, общественному порядку и здоровью, а также иностранным гражданам, в отношении которых вынесено решение о депортации, а в соответствии со статьей 7 указано, что в отношении иностранных лиц, к которым применены административные штрафы, въезд в страну может быть на основании предварительного разрешения, и если не установлено, что иностранцы, на которых наложены административные штрафы, представляют угрозу для общественной безопасности, здоровья населения или общественного порядка, или если в отношении них не принято решение о депортации, очевидно, что решение о запрете на въезд не может быть принято только в связи с наложением административного штрафа, и въезд этих иностранных граждан в страну может быть обусловлен предварительным разрешением.

В данном споре, поскольку не установлено, что истец представляет опасность с точки зрения общественной безопасности, здоровья населения или общественного порядка, и не принято решение о депортации в соответствии с отчетом о статусе лица в отношении истца, был сделан вывод о несоответствии доводов в рамках данного дела закону, поскольку запрет на въезд не может быть наложен на основании того, что истец въехал и покинул страну незаконно без решения о депортации». 1-ЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД Г.СТАМБУЛ, ДЕЛО № 2022/6783, РЕШЕНИЕ № 2023/1632.

Прежде чем сделать закончить часть статьи о запрете на въезд, необходимо упомянуть некоторые коды, связанные с запретом на въезд. Эти коды представляют собой ограничения, указывающие, на каком основании иностранцам запрещен въезд. Например, код G-82 — угроза национальной безопасности, G-89 — террористическая деятельность, Ç-101, Ç-102, Ç-103, Ç-104 — нарушение срока законного пребывания, а Ç-113 — нелегальный въезд.

Так же я хочу отметить, что в последнее время появились коды, по которым непонятно, к чему они относятся. На заданные мною вопросы об этих кодах сотрудникам Управления по делам миграции, я получил устный ответ, что «мы получаем их для тех, кто участвует в судебных инцидентах».

В заключение стоит отметить, что запрет на въезд не означает полное ограничение на въезд; въехать в страну можно, получив легитимную визу.

После рассмотрения вопроса о запрете на въезд я хочу затронуть тему оспаривания решения о депортации и к вопросу о репатриационных центрах.

2.B. Депортация

Прежде всего, на решение о депортации может быть подано заявление об отмене в административные суды в течение 7 дней. При наличии ходатайства о рассмотрении дела с проведением судебного заседания, на основании ст.17 Закона «Об административном судопроизводстве» будет проводиться судебное заседание.

В соответствии с законом решение по делам об оспаривании депортации должно быть вынесено в течение 15 дней, однако, в связи с занятостью, данный срок может быть продлен до стандартного срока рассмотрения дел.

Иностранный гражданин не может быть депортирован из страны до окончания рассмотрения дела об оспаривании решения о депортации.

2.C. Недопустимый пассажир (INAD)

Пассажир INAD — это пассажир, которому не разрешен въезд в страну.

Это проблема, с которой всегда сталкиваются в аэропортах. Согласно процедуре, иностранный гражданин должен быть выдворен следующим рейсом. Если у пассажира не имеется денег, то авиалинии предоставляют возможность кредитования.

В подобных случаях важно, чтобы доверитель понимал процедуру, понимал форму, подлежащую заполнению. Как правило, лица в таких ситуациях паникуют, и важно, чтобы при этом присутствовал адвокат. Помимо этого, возможность скорейшего возвращения – это ожидание пассажира INAD от адвоката.

2. D. Решение об административном надзоре

В прошедшие дни с одним из своих знакомых – участником Института прав человека и равенства Турции обсудили вопрос о репатриационных центрах. На мой взгляд, стандарты репатриационных центров не совпадают с системой ценностей Турции. После этого краткого вступления давайте рассмотрим, что можно предпринять в отношении иностранного гражданина, содержащегося в репатриационном центре.

Иностранного гражданина, который поступает в репатриационный центр, сначала регистрируют. Если вы уверены, что ваш доверитель находится в определенном центре, однако, если сведения о нем не могут быть найдены, значит регистрация не была выполнена. В этом случае стоит настоять и проконтролировать так же «лист прибывших».

Юридическим основанием содержания иностранного гражданина в центре является постановление об административном задержании. Эти решения могут быть обжалованы в мировых судах по уголовным делам. Эти решения также могут быть пересмотрены и отменены губернаторствами.

Содержание иностранного гражданина в репатриационных центрах возможно максимум 6 месяцев. В исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

Достаточно часто по данному вопросу на практике встречаются разногласия. К примеру, в прошлом году, если к делу приобщались доказательства проживания и обычной жизни иностранного гражданина, а также подавался иск о депортации, иностранного гражданина освобождали, применяя другие меры (контроль и т.д.), а не содержали в репатриационном центре на время судебного разбирательства. Однако, в последнее время ситуация усложнилась. Тем не менее, во многих судебных решениях этот вопрос рассматривается достаточно хорошо. Вот некоторые из этих решений:

«Учитывая тот факт, что заявитель имеет доступный адрес, пребывание заявителя под административным арестом на данном этапе может быть несоразмерным, принимая во внимание, что на заявителя могут быть наложены альтернативные административному аресту обязательства в соответствии со статьей 57/A Закона № 6458, можно сделать вывод, что просьба должна быть удовлетворена и решение об административном аресте должно быть отменено в соответствии со статьей 57/6 Закона № 6458.» (Приложение-3 Измененное решение 2-го Мирового суда по уголовным делам г.Анкары 2021/7843)

«Несмотря на то, что провинциальным управлением по делам миграции вынесено постановление об административном задержании заявителя; при рассмотрении вопросов наличия у заявителя доступного адреса, проблем со здоровьем и детей на иждивении, установлено, что административное задержание является несоразмерным, на заявителя могут быть наложены альтернативные административному аресту обязательства в соответствии со статьей 57/A Закона № 6458, можно сделать вывод, что просьба должна быть удовлетворена и решение об административном аресте должно быть отменено в соответствии со статьей 57/6 Закона № 6458». (Измененное решение 2-го Мирового суда по уголовным делам Анкары 2022/1031)

«нет убедительных доказательств и указаний на то, что он не имеет законного права оставаться в Турции, хотя решение об административном задержании было вынесено на основании того, что существуют основания, что он может скрыться, было сделано заключение и сделан вывод, что нет конкретных доказательств того, что иностранный гражданин сбежит или исчезнет, и было принято решение освободить иностранного гражданина, отменив решение об административном задержании на данном этапе.

«Измененное решение 2- го Мирового суда по уголовным делам г.Айдын 2023/1313

«Однако, при рассмотрении ответа провинциального управления по делам миграции провинции Чанкыры от 11.08.2022 года и всех материалов дела; установлено, что административное заключение в соответствии с законодательством не может быть более 6 месяцев, иностранное лицо содержится под стражей более 6 месяцев, и в соответствии со ст. 57/3 Закона № 6458 это возможно в исключительных случаях, в настоящем деле не имеется исключительных обстоятельств, ввиду чего был сделан вывод, что результат, ожидаемый от административного задержания подозреваемого лица, может быть достигнут также путем наложения обязательств, которые будут сочтены целесообразными, и было принято решение об отмене заключения под стражу». Измененное решение 2022/1558  Мирового суда по уголовным дела Чанкыры.

«учитывая, что в отношении заявителя не проводилось судебного или административного расследования в течение периода времени, проведенного в нашей стране, при проведении обыска не было изъято никаких запрещенных предметов, а также учитывая срок, проведенный под стражей, наличие доступного адреса у заявителя, необходимо удовлетворить возражения заявителя и его представителя и принять нижеуказанное решение о применении в отношении заявителя иных альтернативных мер. Измененное решение Мирового суда по уголовным дела г.Измира 2022/1670 .

В данной статье я постарался дать основную информацию по практическим вопросам в иностранном праве. В следующих частях я постараюсь дать практическую информацию по вопросам, связанным с иностранным правом.

Данная статья была написана Адвокатом Халдун Барыш для сведения адвокатов Турции и переведена на русский язык переводчиком.

(Перевод данной статьи с турецкого языка на русский язык был выполнен переводчиком Баббучиевой Фаридой)