Досрочные Выборы в Турции 2018

В прошлое воскресенье 24 июня состоялись выборы президента Турции одновременно с 27-ми Общими Парламентскими выборами. Кандидат партии AKP Реджеп Тайип Эрдоган стал президентом набрав 52,6% голосов. Второй лидирующий кандидат от партии CHP Мухаррем Инже набрал 30,64%. В парламент, состоящий из 600 депутатов, 344 кресел, получил союз партий AKP-MHP, 189 CHP-İYİ-SP и 67 HDP.

Выборы прошли на полтора года раньше, так как они должны были состояться 3 ноября 2019 и весь процесс был подвержен новым изменениям в законодательстве. Всего за 3 месяца до преждевременных выборов вошел в силу Закон № 7102 об Основных Принципах Выборов и Регистра Избирателей, позволяющий формировать союзы между политическими партиями при выборах депутатов Турецкого Парламента.  

Изменение Правительственной Системы Турции

Вот уже третий год Турция обсуждает плюсы и минусы президентской системы, которая была принята референдумом 16 апреля 2017 года. С тех пор Турецкий Парламент пытается мягко перейти с парламентской системы на новую.  Вместе с выборами партия Эрдогана дважды удостоилась поддержки турецкого народа и теперь официально начнуть вступать в силу изменения правительственной системы. Вместе с референдумом были приняты изменения в 69 пунктах Конституции Турции, однако в силу вступили они не сразу. Структура правительства, процедурные правила и ограничения полномочий являются гарантией сохранения прав и свобод; и именно поэтому новые изменения в законодательстве, а также правительстве затрагивают внимание всей страны. 

Одной из тем дискуссии являлось голосование в упрощенном виде – избиратель либо принимает все 69 пунктов голосуя за, либо отклоняет все 69, не имея возможности оказать влияние на содержание конституции. Для более демократических выборов бюллетень вполне мог бы  содержать все изменяемые пункты конституции, однако подсчет голосов был бы значительно долгим и дорогостоящим.

Стоит подчеркнуть, что сутью изменений является не государственный строй, а правительственная система. Турция сохранит государственный республиканский строй. Также правительство Турции будет законодательным органом страны и будет самостоятельно участвовать в законопроизводстве. Президент Турции будет иметь более широкие полномочия по сравнению с предыдущей парламентской системой. Ранее президент имел символические полномочия, ограниченные правилом “двойной росписи”; согласно которому президент мог производить декрет лишь вместе с премьер-министром и в очень узких рамках, определенных конституцией. В новой системе президент имеет привилегию самостоятельно производить президентский декрет.

Также дискутируется терминология новой системы. Правящая партия желает создать новую систему не только для Турции, но и для всего мира называя ее республиканско-президентской системой турецкого типа. Академики утверждают, что выбор термина республиканско-президентский неудачен; так как сам титул утверждает о символизме полномочий, что серьезно противоречит реальности. Также называть систему президентской, по мнению критиков, неуместно. Кемаль Гёзлер, выдающийся профессор конституционного права, пишет о том, что система не имеет основных предпосылок президентской системы.

Ни Парламентская ни Президентская

Больше всего в президентской системе бросается в глаза четкое разделение властей, которое никак не пересекается. В этой системе исполнительный и законодательный органы полностью разделены друг от друга и важнейшим результатом этого является то, что они не могут положить конец правлению друг друга. Согласно новой системе выборы парламента и президента должны быть проведены одновременно; и свойственно, оба могут принять решение о возобновлении выборов, что приводит к окончанию правления другого.

В парламентской системе вместе с президентом существует премьер-министр, возглавляющий парламент и исполнительный орган страны. В новой системе Турции премьер-министра не существует. Во-вторых, парламент имеет право возобновить пост президента, собрав большинство голосов. В новой системе установлен высший лимит в ⅗ большинства голосов депутатов парламента.

Библиография:

Кемаль Гёзлер. “Прощай Конституция, Критика Изменений в Конституции которые будут оголосованы 16 Апреля 2017” Март 2017,  3е издание, Бурса, Публикации Экин.

Кемаль Гёзлер. “Перед Референдумом и После Референдума, Статьи об Изменениях в Конституции которые были оголосованы 16 Апреля 2017”  Май 2017, 1е издание, Бурса, Публикации Экин.

Ибрахим Ё. Кабоглу. “Право Свобод, общее понятие прав человека” Октябрь 2013, 7е издание, Анкара, Публикации Имге.

http://www.anayasa.gen.tr/elveda-anayasa-abd.pdf
http://www.haberturk.com/secim/secim2018/genel-secim