Что будет, если кто-то зарегистрирует ваш бренд в Турции раньше вас?
message, reaction, exclamation mark, question, question mark, reaction, reaction, reaction, reaction, reaction, exclamation mark

Что будет, если кто-то зарегистрирует ваш бренд в Турции раньше вас?

В последнее время стремительно развивающееся право интеллектуальной собственности всё чаще применяется и в делах подобного рода. Одной из сфер права интеллектуальной собственности, оказывающей наибольшее влияние на деятельность компаний, является право товарных знаков. В случаях, когда споры по товарным знакам возникают между коммерческими лицами из двух разных стран, существенное значение имеют такие факторы, как регистрация и использование товарного знака.

Так, в одном из наших кейсов: Истец зарегистрировал в Российской Федерации торговый знак – надпись, являющуюся частью логотипа компании, так и сам логотип в целом. Кроме того, с целью международной охраны истец воспользовался регистрацией по Мадридскому протоколу. Поскольку компания ведёт деятельность и в Турции, она также осуществила регистрацию своего товарного знака в Турции.

Ответчик, по утверждению истца, незаконно и неправомерно использовал товарный знак истца: он полностью воспроизвёл название марки, шрифт и дизайн логотипа, изменив лишь цвет фона на «зелёный». Это, по мнению истца, создало неразличимое сходство. Более того, ответчик подал заявку на регистрацию товарного знака в Турции спустя всего один месяц после подачи заявки истца в Турецкое патентное ведомство (TÜRKPATENT). Ввиду чего исковое заявление указывало, что данная регистрация со стороны ответчика нарушает нормы законодательства об интеллектуальной и промышленной собственности.

Направленная ответчику претензия осталась без ответа, и ввиду, что ответчик, действуя недобросовестно, продолжал использовать и эксплуатировать зарегистрированный в его пользу товарный знак, принадлежащий истцу, требования искового заявления заключались в следующем: признать регистрацию товарного знака ответчика недействительной; исключить этот товарный знак из реестра; применить обеспечительные меры на период судебного разбирательства с целью недопущения передачи прав на спорный товарный знак; взыскать судебные расходы и гонорар адвоката с ответчика.

В делах подобного рода в первую очередь применяется статья 6/1 Закона о промышленной собственности (SMK), в которой оценивается сходство и вероятность смешения:

SMK ст. 6/1:

«Если товарный знак, на который подана заявка, тождественен или сходен с ранее зарегистрированным товарным знаком либо с товарным знаком, заявка на который была подана ранее, и если товары или услуги этих знаков тождественны или сходны, то в случае наличия вероятности смешения (включая возможность ассоциации со знаком), заявка отклоняется по возражению».

В нашем деле с точки зрения сходства и вероятности смешения оба зарегистрированных в Турции товарных знака имели тождественные словесные и изобразительные элементы, различия были незначительными. Согласно позиции Кассационного суда (Yargıtay), между товарными знаками, которые могут ввести в заблуждение среднестатистического потребителя из-за их сходства, существует вероятность смешения (Yargıtay, 11-я гражданская палата, решение от 05.07.2001, № 2001/4502 E., 2001/6197 K.).

Как было отмечено и в заключении эксперта по данному делу, при сравнении товарных знаков анализируется их визуальное, фонетическое, концептуальное сходство, а также сходство товаров и/или услуг. С точки зрения визуального восприятия эксперт пришёл к выводу, что товарные знаки имеют неразличимый уровень визуального сходства.

Судом первой инстанции по делу было принято решение, что действительно торговый знак имеет неразличимый уровень сходства ввиду чего считать регистрацию товарного знака ответчика недействительной и исключить этот товарный знак из реестра.

Данное дело ярко демонстрирует, что регистрация товарного знака в одной стране, даже с международной охраной по Мадридскому протоколу, не исключает необходимости своевременной регистрации в стране, где планируется деятельность. Турецкие суды в спорах о товарных знаках уделяют ключевое внимание вероятности смешения и недобросовестным действиям со стороны заявителя.

В нашем случае регистрация товарного знака в Турции до момента подачи иска позволила истцу защитить свои права. Для бизнеса это означает: действовать нужно на опережение – подавать заявки на регистрацию в Турции сразу же при выходе на рынок или даже на этапе планирования. Это минимизирует риски недобросовестной регистрации конкурентами и долгих судебных разбирательств.

Детальную информацию Вы можете получить на консультации с адвокатом Юридического Бюро Сейхан, связаться с нами можно по номеру + 90 555 025 72 74 (WhatsApp) или электронной почте info@seyhanhukuk.com.